(31.03.1675, Болонья - 3.05.1758, Рим; мирское имя Просперо Ламбертини), папа Римский (21 авг. 1740 - 3 мая 1758). Получил юридическое и богословское образование в Коллегии св. Климента в Риме. В 1694 г. Ламбертини получил степени д-ра теологии и д-ра канонического и гражданского права. В 1712 г. был назначен каноником собора св. Петра, при Клименте XI занимал должности в Римской курии: адвокат консистории, promotor fidei («адвокат диавола»), канонист Апостольской пенитенциарии. В 1727 г. назначен епископом Анконы. В 1728 г. возведен в кардиналы. В 1731 г. стал епископом Болоньи. После смерти папы Климента XII (1740) состоялся самый долгий в истории папства конклав: в результате шестимесячных споров папой Римским был избран кард. Ламбертини, принявший имя Бенедикт. Ему приписываются слова, сказанные на конклаве: «Если вы хотите папу святого, выберите Готти, если папу-политика, возьмите Альдрованди, если же вы хотите видеть на престоле честного человека, выберите меня» (Carreyre J. Benoît XIV // DHGE. T. 8. Col. 165). Б. обладал мягким характером. Став папой, он пытался поднять авторитет католич. Церкви, устранить противоречия между папством и европ. правителями. В сфере внешней политики проявлял уступчивость, подписал неск. конкордатов, носивших компромиссный характер: в 1741 г. с Сардинским королевством, потом с Неаполитанским, Испанией (1753). В «войне за австрийское наследство» (1740-1748) придерживался строгого нейтралитета, несмотря на то, что воюющие стороны претендовали и на часть территорий Папской обл. Во время Семилетней войны (1756-1763) между Пруссией и Австрией впервые признал королем Пруссии протестанта Фридриха II, до этого им мог стать только бранденбургский маркграф - католик.
В 1741 г. буллой «Matrimonia, que...» папа признал законными смешанные браки, заключенные без учета тридентской формулы на территориях, где сосуществовали католич. и протестант. конфессии. Поддерживал ту часть либерально настроенных церковных деятелей, к-рые выступали против ордена иезуитов, открыто осуждал проводимые членами ордена торговые операции. Б. решительно защищал чистоту учения католич. Церкви: буллой «Ex quo singulari» (1742) папа запрещал обращенным в христианство туземцам в Китае и Индии совершать языческие обряды, убеждал миссионеров-иезуитов проповедовать веру в ее чистоте, напоминая им о мученическом венце и о том, что обращения происходят благодаря Божией благодати; буллой «Omnium sollicitudinum» (1744), в к-рой рассматривалась проблема адаптации католич. веры к инд. культуре, Б. осудил практику согласия с социальной структурой каст, проводимую иезуитами в Индии; в папской конституции «Esti pastoralis» (1742) выступил за насаждение лат. обряда среди итало-греков. Буллой «Providas» (1751) был подтвержден запрет на вступление католиков в масонские ложи и одобрено сокращение числа нерабочих религ. праздников в Австрии и Тоскане. Б. выступил инициатором подготовки нового бревиария, в к-рый исправления должны были вноситься с учетом научных достижений в церковной истории. Новый бревиарий был рекомендован для использования всем католич. священникам, однако нек-рые противоречия со старым каноническим текстом так и не были разрешены специально созданной для этого конгрегацией (см. Batiffol P. Histoire du bréviaire romain. P., 1896. P. 276-323).
Б. поддерживал писателей и артистов, был учредителем различных культурных об-в, создал Римскую археологическую академию, начал восстановление Колизея. В Римском ун-те открыл отд-ние химии, физики и математики, в Болонье создал специальный фак-т для женщин и анатомический музей. Был знаком с Вольтером и Ш. Л. Монтескьё, называвшими Б. «папой ученых» и посвятившими ему неск. произведений. Перу Б. принадлежат труды по военному и гражданскому праву, в т. ч. по вопросам ростовщичества и «справедливого процента» (напр., в энциклике «Vix pervenit» (1745) традиционно осуждалось ростовщичество, однако признавалось право на взимание умеренных процентов за предоставление ссуд). Он разрабатывал теологические и процедурные вопросы по поводу канонизации и беатификации, еще будучи архиепископом Болоньи, издал соч. «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Bologne, 1734-1738. 4 vol.). Был веселым, остроумным человеком. Пресекал все попытки непотизма, запрещая своим родственникам селиться в Риме. После смерти Б. англ. писатель Х. Уолпол поставил ему памятник с надписью «Любимый папистами, уважаемый протестантами, клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов, папа без непотов».